Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе
Речь – это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения.
В дошкольном возрасте речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звуковая сторона речи, грамматический строй.
В старшем дошкольном возрасте в норме речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.
Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.
Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь не совершенна.
Со временем, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые, когда ему нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.
Готовность ребенка к началу школьного обучения, прежде всего, определяется уровнем его речевого развития. Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь к поступлению в школу, тем легче будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание. Поэтому, прежде всего, повышаются требования к звуковому анализу слова: уметь выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова.
Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики,
т. к., ни для кого не секрет, что она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на развитие речи. Ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений обеспечивает точность графических навыков.
Графический навык – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка к освоению письма можно использовать такие упражнения как «Дорисуй незаконченный рисунок», «Соедини точки», «Нарисуй рисунок по точкам».
Игры с мелкими предметами: собирание мозаики, конструктора, нанизывание бусинок.
Опыт графических движений ребенок приобретает при выполнении различных видов штриховки, раскрашивая и копируя различные рисунки, продолжая узоры различной сложности. При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, не выезжал за контур.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи. |