Консультация для родителей
«В каких словах жужжит звук?»
Маленькие дети часто произносят звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребенок слышит, очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.
Важно определить также, правильно ли ребенок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки (р-л, щ-с, л-ль). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка – миска, крыша – крыса, рак – лак, лук – люк, коза – коса и др.), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-), пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живет жук, а в каких комар: ежжик, ззубы, ззонтик, жжелуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребенком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук [ш], [ч], [р] в предложенных ему словах: шейка, шубка, очки, врач, рад, ряд, роза, береза, руки. Ребенок может придумать слова с заданным звуком.
Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребенка, может ли он совершать большой объем движений (вверх – вниз, вперед – назад, быстро щелкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как ее еще называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребенок не может поднять язык к небу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука [р], а также [щ], [ш], [ж], [л]. Спешить с ее подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребенок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.
Вот несколько таких упражнений:
- Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы
- Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ
- Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку
- При открытом рте кончиком языка гладить небо в направлении вперед – назад
- медленно щелкать язычком, растягивая уздечку
Пусть ребенок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.
Иногда ребенок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу.
Придерживайте определенной последовательности. Сначала добивайте правильного произнесения звуков, скажем, [с] и [р] или [ш] и [р], [с] и [л], то есть далеких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию. |